Слово на память новомучеников и исповедников XX века

Слово Преосвященнейшего Александра Епископа Даугавпилсского и Резекненского, произнесённое 29 октября 2017 года после Божественной литургии в соборе Рождества Пресвятой Богородицы г. Резекне

Новоявленный звезды днесь на церковней
показашася тверди, во мнозех местех бывшии
мученицы Христовы, ихже ублажающе,
мучениколюбцы, по долгу им прирцем, глаголюще:
радуйтеся, благочестия утверждение и нечестия обуздание.
(Стихира новомученикам на хвалитех)

Возлюбленные о Христе отцы, братья и сестры!

О, преславного чудесе! Днесь святии новомученицы и исповедницы возсиявают в земле Латвийстей! – такие слова хочется воскликнуть в сей день явления нам сонма новомучеников. Умом, быть может мы ещё не в полной мере осознали как велико это событие, но сердце и душа трепещут от соприкосновения с великим подвигом мученичества, утвердившим Церковь Христову и явившим пред Богом множество заступников и молитвенников за всех нас.

Велик подвиг мученичества, не побоюсь сказать – несравним ни с чем! Сей подвиг требует не только оставить до́мы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради имени Господа (Мф. 19, 29), но и саму жизнь. Во времена благоденственного и мирного жития Церкви, мы можем понимать эти слова Христа Спасителя, как заповедь — ничто не ставить превыше любви к Богу и исполнения Закона Божия. Но были времена – первые века по Рождестве Христовом, когда Церковь Христова только утверждалась, когда христиане в буквальном смысле сказанного Господом, вынуждены были оставлять всё ради исполнения своего долга. Вспомним хотя бы Апостолов – все они, кроме единого (св. Иоанна Богослова), закончили свою жизнь мученически. Их стопам последовали многие из учеников и приемников – мужей апостольских, первых святителей, пресвитеров и диаконов. И простые верующие христиане не стали исключением – всякий день для них мог оказаться последним, потому прощаясь на ночь, всякий раз, следуя богозаповеданной любви, они испрашивали друг у друга прощения.

Свет Христова Евангелия коснулся тогда многих сердец, но были и те, кто остался безучастным к благовестию Господа, Его крестной смерти и Воскресению, так что непонимание христиан возникало зачастую даже внутри семей – отец воздвигал гонение за веру на своих детей, муж на свою жену, жена на мужа, брат-язычник восставал против брата-христианина. И в обществе не обошлось без преследования христиан – правительства воздвигали гонения на своих подданных-христиан, военачальники на своих воинов, господа на своих рабов. Во всех сферах жизни христиане притеснялись, изгонялись, заключались в темницы и предавались на мучения, а если не отрекались, подлежали смертной казни самыми изощрёнными и изуверскими способами. Из любви ко Господу, христиане в полной мере жертвовали самым дорогим, что имели – оставляли жён и детей, родителей, братьев, сестёр и друзей. С радостью, прославляя Господа, шли в изгнание, заточение и на самую смерть, порою благословляемые своими родителями или близкими. Их кровью и была утверждена Церковь, на их св. мощах приносилась Бескровная Жертва. И по нынешний день, наши храмы не могут быть освящены без мощей св. мучеников – в основание престола каждого храма и в антиминс полагаются частички мощей св. мучеников и исповедников.

Спустя триста лет гонений, Милосердный Господь даровал Своей Церкви мир и благоденствие. Образовались христианские государства, появились христианские правители, которые сами жили верой, и уклад жизни своих государств устанавливали на основе Заповедей Божиих. Но и в последующие века, по мере возникновения ересей, расколов, смены политических строев и революций возникали гонения на Церковь противостоящую страстям и порокам и на христиан, как не тех, кто пребывая в духовном молитвенном трезвении и бодрствовании (Мф. 26, 41) не поддавались влиянию внешнего мира, в чём враги христианства видели угрозу для перемен, ради которых и творились революции. Революция – латинское слово, переводится как — переворот, превращение, обращение. Трактуется же оно ныне, как — радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, природы или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Тех изменений и разрыва с христианством, какие мы видим в современном мире, и добивалась революция 1917 года, ставшая виновницей череды событий изменивших не только Российскую Империю и Россию, но отчасти и весь мир. Революция стала Голгофой России — на её крест с бодрым духом, взошло неисчислимое количество священнослужителей и верующих, принесших в жертву свою немощную плоть, душу же вознесших ко Господу. Находясь под угрозой смерти, или как говорил свт. Киприан Карфагенский – под мечами, они немолчно исповедовали Господа, виновника своей свободы и спасения.

Замечу, что аресты священнослужителей и верующих начались с поругания святынь, а именно с осквернения св. мощей угодников Божиих – так ненавистен был безбожникам свет спасительной славы, сияющий через святых и укрепляющий всякое верующее сердце и душу. «Как императорская корона, украшенная со всех сторон драгоценными каменьями, издаёт разнообразный блеск, – говорит свт. Иоанн Златоуст, – так и тела святых мучеников, испещрённые как бы драгоценными камнями, язвами, подъятыми за Господа, драгоценнее и и досточтимее всякой императорской короны». Потому, нужно ли говорить, как драгоценны для нас св. мощи благоугодивших Господу и в особенности мучеников?!

Иные полагают, что св. мощи, это непременно нетленные останки святых, что не является истиной. Св. мощами мы именуем всякие останки святых, как сохранивших на себе плоть, так и то, что от неё осталось. За что же мы почитаем святые мощи, поклоняемся им и лобызаем? Деяния VII Вселенского Собора говорят об этом так: «Спаситель наш Иисус Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это через Христа, Который в них обитает». И в миру, почитается всякий герой павший смертью храбрых на благо своего земного Отечества. Таковой возвеличивается панегириками, книгами, памятниками и народной памятью. Но большей славы, чести и поклонения достойны святые, не ради славы мирской, не ради земного, но Небесного Отечества, ради славы Божией и своего спасения о Господе восприявшие благочестие и мученическую кончину. Этим они явили великий пример добродетельной жизни всем нам. И в нынешнем житии они сияли светом Божественной благодати, как стяжавшие в свои души и сердца благодать Святого Духа и Царствие Небесное (Лк. 17, 21). И по отшествии своём в селения праведных, их останки – святые мощи, остаются жилищем Святого Духа, вместилищем благодати, которая через поклонение им изливается на верующих.

Ни одна книга не передаст тех страшных мучений, каким подвергались как первомученики первых веков, так и новомученики нашего времени. Присутствовал ли в них страх? Да, несомненно, в них присутствовал страх, но «не дух трусости» о которой Апостол говорит, что Бог дал нам не дух трусости, а дух силы, любви и здравомыслия (2 Тим. 1, 7). В мучениках пребывал страх иного свойства, не тот, что имеют новоначальные, только ступившие на путь спасения о Господе (страх наказания Божия – 1Ин. 4, 18), но страх отпадения от Бога, лишения его расположения, а не лишения сей временной жизни. Они укреплялись удивительнейшими словами Апостола, которые вдохновляли многих и многих подвижников благочестия и просто верующих, которые мы слышим в дни памяти святых мучеников: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8, 35, 38-39). Укрепимся же и мы, возлюбленные братья и сестры сими богодухновенными словами и подвигами наших святых новомучеников. Ни во что, будем ставить собственные мирские нестроения, но с кротостью и любовью к Богу отвечать вызовам нашего времени. И сегодня, за Господа нас умерщвляют всякий день, считают нас за овец, обречённых на заклание (Рим. 8, 36). Умерщвляют не мечём, но лживым словом, не палицей, но клеветой. Сегодня, являются миру многие обольстители-антихристы (2 Ин 1, 7) и лжеучителя (2 Пет. 2, 3), порочащие Церковь и память наших святых новомучеников и в особенности святого мученика Государя Николая и его святую венценосную семью, но суд им давно готов (2 Пет .2, 3), мы же, всё сие преодолеем силою Возлюбившего нас (Рим. 8, 37).

Чудодейственная благодать Святого Духа, по вере вашей, да изольётся от св. мощей новомучеников и исповедников Российских на всех вас, обуздывая нечестие и утверждая благочестие, освящая сердца и души любовью ко Господу и ближним, возогревая всемерное желание пребывать с Богом и Его святыми. Аминь.