Проповедь в Прощёное воскресенье перед чином прощения

Слово Преосвященнейшего Александра, Епископа Даугавпилсского и Резекненского, произнесённое 26 февраля 2017 года после вечернего богослужения в неделю Сыропустную в Брисоглебском кафедральном соборе города Даугавпилса

Поприще добродетелей отверзеся…
(Стихира на хвалитех)

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Как долгожданен и любезен сердцу день сей, приблизивший нас к поприщу добродетелей, страдальчества и подвигов духовных! Для нынешнего человека, вероятно, весьма странными покажутся эти слова. И в самом деле — всякому ли, любезен и желанен, сей отверзающийся путь? Не тяготит ли он иных, предстоящими лишениями? От чего порою так ноет душа и сердце человека при упоминании этого пути? Слукавит тот, кто скажет, что мысль о добровольных лишениях никогда не налагала на него в той, или иной мере некоторую печаль – признаемся в этом себе и послушаем великого свт. и учителя Церкви — Иоанна Златоуста, объясняющего такое явление и предлагаемое нам Господом средство от него: «Человеческая природа нерадива и более склонна к невоздержанию и роскоши, говорит он, поэтому человеколюбивый Господь изобрёл для нас вречевство в посте, дабы отвлечь нас от мирских удовольствий и обратить от забот житейских к делам духовным».

Пост, как воздержание от определённого рода пищи, получил своё начало в раю. Первой заповедью данной Богом человеку, стала именно заповедь поста. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2, 16-17). Как видим, заповедь, данная нашему прародителю Адаму, также заключалась в воздержании от вкушения определённых плодов, что является доказательством богоустановления поста, а не человеческим измышлением. Нарушение же поста, как знаем, повлекло за собой изгнание Адама из рая, о чём в нынешний день напоминает нам Церковь следующими словами: «Изгнан бысть Адам из рая снедию, темже и седя прямо сего рыдаше, стеня умилительным гласом, и глаголаше: увы мне, что пострадах окаянный аз: едину заповедь преступих Владычню, и благих всяческих лишихся!» (Стихира на стиховне) Здесь ли не задуматься о том, что пост, был дан человеку ещё безгрешному, как некая вакцина предохраняющая от скверны, а, следовательно, и тем более, он необходим нам как лекарство – от рождения имеющим в себе вирус греха. Другим следствием изгнания из рая человека, можно назвать непослушание, проявленное в нарушении единственной заповеди. Отсюда, можем сделать вывод – пост, есть ещё и внешнее выражение послушания человека воле Бога.

Грехопадение человека не отменило поста, в ветхозаветные времена он был определён законом Божиим (Лев. 16, 29). Когда же это определение было извращено, Бог, через своего пророка обличил еврейский народ в неправедности (Ис. 58, 2-5) и вразумил, каким должен быть истинный пост угодный Ему: Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся (Ис. 58, 6-7).

И Единородный Сын Божий, принявший на себя образ раба, не только не отменил повеления Отца Своего, но одухотворил его, раскрыл сущность и показал высочайший пример, когда удалился в пустыню, где провёл сорок дней в посте и молитве. Этот пример и стал основой для установления Церковью настоящего поста, а указанием того, каким должен быть пост послужили слова Самого Господа: Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 16-18).

Проповедниками поста и первыми его ревностными исполнителями явились Пресвятая Богородица, апостолы и ученики Христовы. Апостольские проповедь, служение и дела непременно сопровождались постом и молитвой (1 Кор. 7, 5; 2 Кор. 6, 4-5; Деян. 13, 2; 14, 23). Великими продолжателями и проповедниками поста, просиявшие в этом подвиге, стали многие и многие святые, за свою любовь к этому деланию прозванные постниками. Так, например, первыми на память приходят преподобные Иоанн и Феофан постники Печерские, прп. Нил постник, прп. Иоанн постник, патриарх Цареградский, прп. Пимен постник, игумен Печерский… Их пост, стал той лествицей, которой они осуществили своё восхождение в Горний Иерусалим.

Мы уяснили себе необходимость богозаповеданного поста и последствия для человечества в нарушении его. Но мало сознавать необходимость и воздержание от определённых яств! Богоугодный пост, заключается ещё и в осознании своей греховности, в сокрушении сердечном, покаянии, в обуздании плоти и желаний, в молитве и исповедании перед Богом, в неленностном посещении богослужений, в творении дел милосердия, в приучении себя к кротости, смирению, любви и др. добродетелям.

Время Великого Поста, зачастую бывает временем и великих искушений! Но если помним, то и Сам Господь, постясь четыредесятидневно в пустыни был искушаем от диавола (Мф. 4, 8). Если враг покусился на Сына Божия, то стоит ли удивляться его покушению на нас? Приятное Господу, не может быть приятным диаволу – последнего, пост уязвляет, как средство имеющее привести нас ко спасению. Его же задача – погубить человека. Потому сей ненавистник рода человеческого, в отместку нашему твёрдому желанию угодить постом Богу, всячески противоборствует богоугождению, посылая всевозможные препятствия к этому. Следовательно, время поста, есть ещё и время борьбы христианина с искушениями и препятствиями; потому, так важно в это ратное время хранить уста от суесловия и многоглаголания, но иметь на них непрестанную молитву, а в сердце сокрушение о грехах.

В Евангелии нынешнего дня, мы слышали непременное условие для нашего прощения Господом – прощение нами ближних (Мф. 6, 14-21). Этим завершается сей день и с этого, начинается Великий пост. Однако, прощение ближних, остаётся актуальным во все дни нашей жизни и, особенно в течение всей Четыредесятницы – именно через распри с ближними чаще всего враг уловляет нас и вводит в искушение.

В миру, человека умеющего прощать, именуют человеком «великодушным». Но более сего говорят святые: умение прощать – одна из величайших черт богоподобия! Только вдумайтесь в это, возлюбленные! – прощение, делает человека подобным Богу! Как же велико наше падение и лжива наша молитва пред Господом, произносимая несколько раз в день – «Отче… остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим!..», когда на деле в силу своей гордыни не можем и не желаем простить! Что необходимо, для истинного прощения, прощения от всего сердца и души? Памятование о том, что всё что ни сделаем во имя Господне – будь то пост, молитва, богоугодные дела или даже мученическая кончина, — всё это, без нашего прощения ближних, будет напрасным и погибельным! Во-вторых, по учению св. отцов, необходимо избавиться от тщеславия, сластолюбия и гордыни – это суть те страсти, кои препятствуют добродетели прощения. Как понять, простили мы искренне или нет? Во-первых, ощутим это сердцем, радостью его, а во-вторых, в мыслях своих, более не вернёмся к обиде – это верный признак прощения.

Итак, возлюбленные, приспе время духовных подвигов начало, на демоны победа, всеоружное воздержание, ангельское благолепие, к Богу дерзновение… (Стихира на хвалитех, глас 6). Приступим к сему дерзновению, испросив прощение и простив должников наших! Объединимся в общей нашей молитве ко Всеблагому Богу, да благословит и укрепит нас в предстоящем подвиге! Аминь.