Слово Преосвященнейшего Александра, Епископа Даугавпилсского и Резекненского, произнесённое 21 сентября 2015 года в кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы города Резекне
Всемирная радость от праведных возсия нам,
от Иоакима и Анны Всепетая Дева
(Стихира на стиховне)
Возлюбленные о Христе отцы, братья и сестры! Радуясь и прославляя событие преславного Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Проснодевы Марии, нареченного Церковью днем Господним, почтим Ея благочестивых и праведных родителей Иоакима и Анну, насадивших в Пречистой дщери своей начатки добродетелей.
В иудейском народе, бесчадие, почиталось за великое наказание Божие и бесчестие. Дожив до глубокой старости и являясь бездетными, Иоаким и Анна со смирением переносили за это, поношение от людей. Думая, что они лишены чадородия по грехам своим, будущие родители Пречистой, день и ночь с усердием молились; с преданностью воле Божией и с еще большим усердием исполняли Заповеди и творили дела милосердия, надеясь на прощение от Господа и благословение их супружества чадом. Дабы умилостивить Бога, благочестивые Иоаким и Анна дали обет посвятить дитя свое на служение Господу, если Ему будет угодно услышать их молитву. И молитва праведных супругов была услышана! За веру, любовь к Богу и благочестие, Господь послал им радость, возвестив через Ангела о рождении дочери, которую им надлежало нарещи Марией. В положенный срок ангеловым проречением, всемирная радость от праведных возсияла нам, от Иоакима и Анны всепетая Дева. Так, не в похоти плоти, но в страхе Божием явилась миру Богоотроковица, от утробы материнской соделавшаяся Храмом Духа Святого. Эта мысль наводит на необходимость и пользу размышлений наших, в сей день Господень, о том, каким надлежит быть истинному христианскому супружеству, благословенному деторождению и воспитанию чад.
Брак, есть установление, освященное Богом (Быт. 1; 24; Притч. 19; Мал. 2), и возведенное Сыном Божиим (Мф. 19, 5-6) в степень Таинства Церкви в котором во образ союза Христа с Церковью благословляется союз брачующихся (Еф. 5, 32). Через Таинство церковного брака, как начальный союз двух сердец, не просто обретаются любовь, верность и согласие супругов, но силой Божественной благодати освящаются, что становится основанием к благословенному деторождению и христианскому воспитанию чад. Дальнейший жизненный путь супругов, хранение ими обретенной в Таинстве брака благодати, духовное возрастание, блюдение мира, согласия, чистоты душевной и исполнение супружеских обязанностей зависит лишь от самих супругов. Если они стремятся к христианскому совершенствованию, преуспевают в добродетелях, то, несомненно, оное не может не отразиться благодатно на их чадах. Благочестие, взращенное в собственных душах родителей, добрым семенем падает на подготовленную к сему в материнской утробе благодатную почву души ребенка, а по рождении его, попечением, заботой и личным примером родителей всходит добрым, привитым к духовному развитию и совершенствованию ростком. Но здесь нельзя не отметить – если душа и сердце супругов очищенные благодатью в Таинстве брака, по совершении его, не содержатся в чистоте и не возделываются для поддержания в них обретенной благодати, то исполняются нечистоты греховной и сия, в зачатии передается детям, как передаются им с родительской кровью особенности их собственных души и тела, характера и привычек. Вот и ответ родителям, в скорби вопрошающим – отчего в их чадах столько непослушания, злобы, мстительности, зависти, раздражительности, своенравия и др. грехов?
Вот, возлюбленные, как свято супруги должны блюсти себя в чистоте, дабы Божие благословение, присно пребывало и на их браке, и на чадах; вот как важно обоим супругам обуздывать страсти, наносящие вред душевной чистоте и очищаться от пороков, всегда опустошающих дух при соучастии страстей, что отражается на детях! Если начаток свят, – говорит Апостол, – то и целое; и если корень свят, то и ветви (Рим. 11, 16).
Ни рождение, ни обучение в престижных учебных заведениях, ни материальное участие в жизни ребенка, ни забота о его бытовом благополучии не делает мать и отца родителями, но лишь воспитание проникнутое христианской любовью, строгостью и снисходительностью употребляемыми каждое в меру, в свое время и в своем месте. Неразумны родители, что думают воспитать свое чадо лишь одним из приведенных средств. Так, садовник, заботясь о плодоносном древе, дабы оно родило добрые плоды, не только заботливо питает его водой и удобрениями, но и отсекает некачественные ветви, мешающие его росту.
Ныне многие молодые родители в поисках педагогических приемов и иных средств воспитания, обращаются к психологам и врачам, к научной и периодической литературе, к интернет-рессурсам и советам близких, тогда как воспитание детей, следует начинать с воспитания самих себя. Собственные, деятельные примеры богобоязненной, добродетельной и благочестивой жизни родителей вкупе с назиданиями, зиждущимися на Священном Писании и житиях святых, много больше значат для детей и лучше ими усваиваются, чем невнятные наставления, расходящиеся с личным примером. Как благодатны всходы в душах детей, когда вкупе с родителями они совершают утренние и вечерние молитвы, ходят в храмы и вместе причащаются Святых Христовых Таин, вместе трудятся и молятся перед трапезой, читают Священное Писание и жития святых, а перед сном получают родительское благословение. Такие воспоминания семейного счастья, останутся в детской памяти на всю жизнь и, несомненно, своих чад, они будут воспитывать на привитом им самим добром примере страха Божия, благочестия, кротости, послушания, смирения, трудолюбия и терпения.
Всем известно, какой пылкой, страстной и легкомысленной бывает юность, поддающаяся дурным влияниям и страстям, пренебрегающая родительскими наставлениями и здравыми рассуждениями. Потому разумны родители, не оставляющие своего попечения о чадах и в это опасное для них время, не потворствующие им, не рассуждающие об их собственном выборе, но со строгостью пресекающие, вразумляющие и наказывающие не с гневом, но с рассудительностью и любовью. Кто любит, тот с детства наказывает, – говорит Премудрый (Пр. 13, 25). Вообще, говоря, о наказании, нельзя не заметить, что без оного не может быть воспитания и совершенствования и не только детей, но и нашего собственного. Настоящее наказание, – говорит свт. Иоанн Златоуст, – есть более вразумление, нежели осуждение, более врачевание, нежели мучение, более исправление, нежели воздаяние. И действительно, Господь, наказывая нас по делам нашим, наказует не по злобе, но по любви, ожидая от нас не страха перед наказанием за будущие прегрешения, а исправления. Ради исправления же нашего, священник, после исповеди, за определенные грехи налагает епетимии, дабы кающийся, восстав от греха прощенным, по слову Господа, более не согрешал и с ним не случилось чего худшего (Ин. 5, 14). Этому, в воспитании чад своих, с любовью, рассуждением и мерой, должны следовать и родители, не делая поспешных выводов, дабы не совершить несправедливости.
Итак, возлюбленные, последуем благочестию святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и дщери их – Пресвятой Владычицы Богородицы. Слагая в сердце своем Слово Божие и его святые примеры, будем благодатью укреплять сердца (Евр. 13, 9), блюсти чистоту своих нравов и благочестие, прививать их своим детям и внукам, дабы воспитанные в таком духе, они стали достойными чадами Божиими и гражданами, как небесного, так и земного отечества. Аминь.