Слово Преосвященнейшего Александра, Епископа Даугавпилсского и Резекненского, произнесённое 26 июня 2016 года в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в храме во имя Свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, пос. Шкельтово.
(Мф., 38 зач., X, 32-33, 37-38, XIX, 27-30)
Как много ликов святых простирается по небосклону Торжествующей Церкви! Яко звезды светлыя озаряюще нас, со дерзновением молятся они о душах наших (Стихира на Господи, воззвах)! Нет дня в году, который не был бы освящён праведным житием или богоугодной смертью святого. Но есть в году один особый день, когда всех святых преславную и честную память славно почитая, мы собираемся в храмах, дабы, как об этом говорит чадолюбивая Церковь, отведать предлагаемой духовной трапезы и чаши таинственной от сладких брашен веселия исполненной мученических добродетелей (Стихира на литии). Сия трапеза, состоит из радости о тех подвигах святых, которыми они принесли Богу жертву разумную и через это страстей Христовых общниками сделались.
Как не представляется возможным без знаний, руководства или совета приготовить сытную и полезную трапезу, так и без благословлённого Самим Господом наставления и Его благодатной помощи не можем спастись и в разум истины прийти (1 Тим. 2, 4). Таким верным руководством для каждого христианина является Слово Самого Христа переданное апостолами через Евангелие. Просвещённые светом разума святого Евангелия, прославляемые нами святые и шли на те, порою невероятные подвиги, глядя на которые мы обретаем назидание и Бога прославляем.
Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф.10, 32) – говорит Господь, в ныне чтенном Евангелии.
Какая великая и несоразмерная награда — исповедуя Христа, быть исповеданными Им Самим пред Отцом Небесным! Чем ещё большим можем быть награждены? Нет иного, более надёжного пути к спасению! Но как опасен сей путь! Он предполагает не разделять его ни с чем и ни с кем другим, он есть путь самопожертвования. Исповедовать Христа, значит не только носить знамение веры – крест, чего, иные уже не делают ныне, страха ради и ложного стыда, но исповедовать свою веру пред людьми и на словах, и на деле, и всей жизнью своей. В первые века, когда Церковь Христова и её последователи были гонимы, всякий готовившийся принять Таинство крещения, по сути, готовился к мученической смерти о Господе. Сегодня от нас не требуется мученичества, но уже сами дела наши являются исповедничеством, если они творятся во исполнение Заповедей Божиих. И пусть пред миром эти дела веры признаются чем-то ненормальным или даже безумным – не устрашимся сего – Бог мудрость мира сего обратил в безумие (1 Кор. 1, 20). Потому, руководствующиеся только премудростью мира и отрекаются от Господа, потому, и объявляют себя атеистами! В самом деле — разве это не безумие вне Творца всего видимого и невидимого искать мудрость и знания?
Если исповедание Христа почти невозможно утаить, как невозможно в темноте утаить свет, то отречься от Христа сегодня можно и незаметно для самих себя. Так, например, отрекаемся от Господа, когда хулится имя Его и Церковь, а мы стыдимся сказать слово в их защиту (в народе говорят, молчанием предаётся Бог); когда следуя чужим обычаям, отмечаем праздники языческого содержания; когда признаём своими кумирами каких-либо знаменитостей, или, почитая себя верующими, целью жизни имеем власть и деньги, чем нарушаем вторую заповедь (Исх. 20, 4).
О свойствах истинного христианина-исповедника, говорят следующие слова Спасителя: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10, 37-38). Не являются ли эти слова противоречием заповеди о почитании отца и матери (Втор. 5, 16)? Отнюдь! Несомненно, мы должны соблюдать 5-ю заповедь, но так, чтобы любовь к близким не затмевала любви к Богу. В словах Господа, прежде всего, звучит мысль о необходимости быть достойными чадами Божиими. Таковыми становимся, когда любим Его. Любить Бога, значит единственной целью иметь славу Его, исполнение Заповедей и наибольшей из них – заповеди Любви (1 Кор. 13, 13). Только через любовь к Богу, обретаем истинную любовь к родным и ближним, о которой так высоко и поэтично говорит апостол Павел в своём послании к Коринфянам (1 Кор. 13, 4-8). Но как понять слова Христа о необходимости нашего крестоношения? Вспомним крестный путь Самого Спасителя – он был путём страдания и открывшейся в нём Божественной Любви (Ин. 3, 16; 1 Ин. 4, 9-10). Нести свой крест, значит следовать за Христом; а это следование предполагает скорбь (Ин. 16, 33), перенесение её с кротостью и смирением (Мф. 11, 29) и страдания, соделывающие нас сонаследниками Христу (Рим. 8, 17).
И далее, Христос говорит совсем невероятные для нашего понимания слова: «всякий, кто оставит до́мы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную (Мф. 19, 29). Господь предлагает своим последователям оставить всё то, что так дорого им, всё то, что быть может, досталось им ценой невероятных усилий и даже самопожертвования! Но разве добиваясь благосклонности отца и матери, мы не употребляем всех сил, чтобы быть верными чадами, достойными их; а ради любимого человека, не даём ли обещания измениться к лучшему; а ради детей и их благополучия, не идём ли на жертвы; не отказываемся ли от необходимого, дабы сберечь средства на приобретение жилья? Но если мы готовы на такое ради близких и мирских благ, не уж то не готовы к жертве Тому, Кто всё это нам даёт и за отречение обещает воздаяние во сто крат и несоизмеримую ни с чем приведённым, жизнь вечную? Нет, Господь не требует непременного разлучения с родными, но ставит высшей обязанностью человека любовь к Богу, исполнение Его заповедей и отречение от привязанностей несовместимых с любовью к Нему. Решившись следовать за Христом, мы уже, встали на путь отречения от того, что в прошлом было дорого, и ежеминутно ведём борьбу с собой, со своими страстями, дурными привычками, чувствами и наклонностями. Но тяжелее всего, борьба со страстями внутри семьи и в обществе. Жертвы, на которые приходится идти в этом случае ещё чувствительнее — человек может оказаться предметом насмешек, клеветы, травли, побоев и даже мученической кончины. Однако, когда того потребует исполнение Божественной правды, мы должны быть готовы сотворить то, что повелевает Христос Спаситель. Сверх нашей силы, Он не пошлёт испытания! А при живой любви к Богу, жертвы не так тяжелы. В честном служении правде Божией, в самих лишениях обретём самое высокое и умилительное апостольское утешение, каким ободрялись и утешались все Святые: ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8, 38-39). Аминь.