Слово на Вход Господень в Иерусалим

Слово Высокопреосвященнейшего Александра, Архиепископа Даугавпилсского и Резекненского, в Неделю ваий (Вход Господень в Иерусалим) произнесённое 13 апреля 2025 г. в Борисоглебском кафедральном соборе г. Даугавпилса

Возлюбленные о Христе братья и сестры!

Ныне, в этот светлый и торжественный день, мы молитвенно прославляем Вход Господний в Иерусалим — событие, которое предшествует Страстной седмице и открывает нам путь к светлому празднику Пасхи. В этот день мы вспоминаем, как Спаситель наш Иисус Христос, приблизившись к городу, въехал в Иерусалим на осле, и народ, встречая Его, постилал свои одежды и пальмовые ветви, восклицая: «Осанна! Благословен Грядый во имя Господне!» (Мф. 21:9).

Но как же невообразимо это нынешнее — «Осанна» (Мф. 21:9; Мк. 11:9) спустя лишь несколько дней в тех же, многих, ныне славословящих устах сменится на страшное «Распни Его!»… (Ин. 19:15; Лк. 23:21)

В грядущем, видел Он, что скоро все они,
Кричащие теперь восторженно: Осанна!
Воскликнут с яростью и злобою: Распни!
(О. Н. Чюмина, «Вход в Иерусалим)

Такова непостоянная человеческая природа, если она не утверждена в Боге и не ощутила прикосновения Его благодати и милосердия.
Сегодня мы тоже встречаем Христа Спасителя и прославляем Его как Царя, но спросим себя: царствует ли Он в моём сердце? И если нет, — то чем наполнен трон души моей?

Святые отцы неслучайно рассматривали Иерусалим как образ человеческой души. Господь входит в него не с громом и не на колеснице, но во смирении, верхом на молодом осле, по слову прп. Андрея Критского: «Едет Царь славы, но сокрыт в смирении плоти» (1-ая песнь Великого канона в понедельник).

В своей проповеди на нынешнее торжество свт. Феофан Затворник учит: «Вход Господа в Иерусалим — это начало Его страданий, начало крестного пути. Кто хочет следовать за Христом, тот должен принять и торжество, и страдание».

Мы, как и те иерусалимляне, желаем зреть Христа, пребывающего во славе, творящего чудеса и утешающего, но не хотим Христа страдающего, в смиренном одиночестве молящегося в Гефсиманском саду до кровавого пота (Лк. 22:42-44) и несущего Крест на Голгофу (Ин. 19:17). Но ведь пройдя именно через этот путь Он спас нас от вечной погибели. Спаситель не скрывает от Своих учеников и последователей необходимости этого пути: «Кто хочет идти за Мною, — говорит Он, — отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Через это Он указывает нам, что путь ко спасению — не триумфальное шествие, а крестный ход, крестоношение. Это не просто страдание, но добровольное и осознанное принятие воли Божией. Это борьба с грехом, с самоволием, с унынием, с гордыней и страстями. Нести крест — значит нести любовь, как нес её Христос Спаситель входя во Иерусалим и восходя на Голгофу. Не отказаться от своего ближнего, не предать истину, не мстить, не ожесточиться… Это путь, на котором человек возрастает во внутреннем Иерусалиме своего сердца, где Христос царствует кротостью. Это ежедневный выбор — неотступно следовать за Христом, как бы ни было тесно и скорбно.

В церковной поэзии нынешнего дня звучит трогательная стихира: «…на жребяти безсловеснем смирися днесь, в Вифанию пришед. Темже дети еврейския, ветви руками держаще, хваляху гласом: осанна в вышних, благословен грядый Царь Израилев» (Стихира на Господи воззвах на Вел. Вечерни). Что же значит для нас, современных людей, встречать и славословить Христа? Это не просто прийти в храм, принести веточку вербы, чтобы освятить её, как символ Христовой победы и постоять на праздничной службе. Это значит — открыть сердце Богу, совлечь с себя одежды гордыни, лицемерия и равнодушия, как те, кто расстилал одежды свои перед Христом. Это значит — доверить свою жизнь Тому, Который Грядет на вольную страсть и смерть, дабы даровать нам Жизнь.

Размышляя о торжестве Входа Господня во Иерусалим прп. Ефрем Сирин говорит: «Путь Христов — это путь слёз и любви, путь, на котором человек умирает для мира и воскресает для вечности» (Слово на неделю Ваий).

Вот в чём суть христианского следования за Христом: не в торжестве внешнем, но в тишине внутреннего отклика на любовь Божию.

В контексте евангельского повествования, невозможно не вспомнить о том, как часто Господь стучится в сердце человеческое, но не находит ответа. Мы вечно заняты устроением своей жизни и благоденствия, мы отвлекаемся на пустое и мелочное исполненное суеты. Но Господь всё равно приходит — тихо, кротко и смиренно, в образе Таинства Евхаристии, в образе нуждающегося (Мф. 25:35) и ближних. И ждёт…

В духовном стихе о сегодняшнем празднике поэт восклицает:

Светилася любовь и счастье без границ.
Иные с робостью, исполненной надежды,
Касаяся краёв простой Его одежды,
С восторгом славили Спасителя Христа,
И вера их была младенчески чиста.

(О. Н. Чюмина, «Вход в Иерусалим)

Уподобимся же и мы, возлюбленные братья и сестры тем, кто встречал Христа Спасителя с младенческой, чистой верой, со благоговением и благодарностью за Его благодеяния к нам. Пусть наша встреча с Господом будет не внешней, но искренней, а наш внутренний Иерусалим отверзется для Него. Да войдёт Он не только в пределы нашего храма, но и в наши души и сердца. И тогда не будут страшны нам никакие испытания — потому что Сам Христос с нами, и в нас (1Ин. 4:16). И хотя предстоит нам путь Страстей — за ним обязательно будет Свет Воскресения. Но сегодня устремимся на встречу Грядущему, как дети с ветвями, чистыми душами мысленно Христа с верою восхвалим, громогласно взывая Владыке (Седален на Утрени по 1-ом стихословии): Благословен грядый во имя Господне! Аминь.