Слово в день памяти свв. блгвв. кнн. стр. Бориса и Глеба

Слово Высокопреосвященнейшего Александра, Архиепископа Даугавпилсского и Резекненского, в день празднования памяти свв. блггв. кнн. и стр. Бориса и Глеба, произнесённое 6 августа 2025 г. в Борисо-Глебском кафедральном соборе г. Даугавпилса

Всечестные отцы, боголюбивые братья и сёстры!

Сегодня Церковь вновь обращает взор нашей веры к образам святых благоверных князей Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида. Их мученическая смерть была не порывом воинской доблести, но добровольным принесением себя в жертву — с кротостью, которую заповедал Господь в Евангелии: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15:13).

Святые страстотерпцы Борис и Глеб не обороняли земных стен и не восставали с оружием; они ограждали любовь ко Господу и к ближнему, запечатлев свою верность добровольным приятием мученической смерти. В этом и состоит таинственный подвиг страстотерпчества: не отвечать насилием на насилие и злом на зло, но явить тихую, кроткую победу Христову, разоружающую врага не мечом, а любовью и милосердным сердцем.

Наш кафедральный собор, освящённый в их честь сто двадцать лет назад, — словно продолжение этой кроткой проповеди в камне. Главный архитектор Михаил Михайлович Прозоров задумал храм как вознесённый к небу светильник веры — чтобы всякий, поднявший взор к его куполам, вспоминал о той кроткой высоте, к которой своим подвигом призывают нас святые страстотерпцы Борис и Глеб.

Но одних чертежей мало: за каждую линию и каждый свод молились и трудились безвестные мастера, солдаты и офицеры гарнизона, верующие горожане и попечители. Одни рубили лес, другие обжигали кирпич, третьи собирали лепту — и все они ныне незримо предстояли с нами за Божественной литургией, потому что каждый, кто трудился здесь, помнил: всё видимое лишь сосуд, а подлинное богатство принадлежит Богу. Ведь именно так об этом свидетельствует апостол Павел, говоря: «Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» (2 Кор 4:7).

Вспоминая юбилей собора, мы молитвенно поминали и тех, кто в разные годы сохранял его красоту. В годы гонений здесь укрывались иконы закрытых храмов; в разные годы Господь воздвигал жертвователей — от состоятельных благотворителей до вдовиц — все те, благодаря чьим жертвам и дарам стали возможны и долгие, тщательные ремонтно-реставрационные труды, в которых десятки рук возделывали этот «белый лебедь» над Даугавой, и новое золото куполов, и росписи под сводами, и радостный голос новых колоколов, украшенных образами Царицы Небесной и ликами святых страстотерпцев. Теперь звон этих двенадцати колоколов — по числу святых Апостолов — ежедневно напоминает нам, что человеческий труд, соединённый с благодатью Божией, соделывается слышимой молитвой: каждый удар их возносит к небу благодарение за тех, кто трудился и жертвовал.

Свт. Иоанн Златоуст, размышляя о тайне кротости, восклицает: «Ничто так не уподобляет нас Богу, как когда мы прощаем злых людей, обижающих нас» (Толкование на Евангелие от Мф., беседа 18). Так поступили и князья Борис и Глеб: они отвергли меч, дабы не умножать братнего кровопролития. Так должны поступать и мы, когда соблазн нетерпения поднимается в семье, в обществе, в самом храме. Не случайно Господь позволил нам стать свидетелями того, как строители-реставраторы снимали с храма тяжёлую, потрескавшуюся штукатурку: этим земным жестом Он учит и нас избавляться от внутренней коросты раздражения, уныния, недоверия, — чтобы, обнажив стену до живого кирпича, покрыть её новой, целительной штукатуркой — словно благодатной повязкой, началом грядущего исцеления.

Сегодня, стоя под сводами нашего обновлённого собора, вглядываясь в лики росписей и новых образов, будем просить у страстотерпцев Бориса и Глеба дара кротости. Кротость — не слабость, а сила, перед которой тьма и ненависть отступают; нет ничего сильнее и могущественнее её — сему единодушно учат все обретшие пред Богом нетленные венцы. Пусть же молитва святых братьев-страстотерпцев поможет каждому из нас быть строителем мира: в семье — тихим словом, на работе — честным трудом, в Церкви — сердечным послушанием.

Ныне мы молитвенно благодарили Господа за сто двадцать лет Его милости к Борисоглебскому собору; благодарили всех, кто когда-либо вознёс здесь молитву или положил хотя бы один кирпич или посильную добродетель в основание храма и общины; благодарили всех, кто и сегодня содержит храм своим трудом, верою и лептой. Но главное — благодарили за пример святых страстотерпцев, которые показали: путь к воскресению лежит через Голгофу любви, а не через стезю погибельного пред Богом мщения. Да дарует всем нам Господь любовь, твёрдую как камень, и кротость, звучную как звон наших соборных колоколов, дабы мы жили не только в белизне стен, но и в чистоте наших сердец. Аминь.